часы

пятница, 17 января 2020 г.

мини чемпионата профессионального мастерства «Лучший электромонтер»


Министерство образования и науки
Республики Хакасия
ГАПОУ  РХ  «Саяногорский политехнический техникум»







Методическая разработка
по организации и проведению
мини чемпионата профессионального мастерства
 «Лучший электромонтер»




Разработчик:
Сафронова Елена Ивановна
преподаватель спецдисциплин




г. Саяногорск

2015 г.




«РАССМОТРЕНО»                               «УТВЕРЖДАЮ»
На методическом совете                      Заместитель директора по УР
Протокол №____
от «____»___________2019 г.           Шуляк Л.Ф.___________
Председатель_______________           «____»___________2019 г.



Рассмотрено на заседании
предметно-цикловой комиссии
электротехнических дисциплин
Протокол №____от «____»___________2019
Председатель ПЦК___________Щербакова Т.В.









Автор: преподаватель спецдисциплин, ГАПОУ РХ СПТ
Сафронова Елена Ивановна




Конкурс профессионального мастерства
«Лучший электромонтер»
Разработал: преподаватель спецдисциплин
Сафронова Елена Ивановна

Аннотация: Методическая разработка предназначена для проведения мини чемпионата профессионального мастерства среди студентов групп по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Методическая разработка мини чемпионата включает теоретический конкурс, и практическую работу. Раздел «Теоретический конкурс» включает выполнение тестовых заданий. Раздел «Практическая работа» включает выполнение сборки схемы «Нереверсивного пуска асинхронного электродвигателя». Представлены критерии выполнения практической и теоретической частей конкурса.
Разработка мини чемпионата предназначена для преподавателей общепрофессионального и профессионального цикла специальности   13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).




Содержание

1
Пояснительная записка
5
2
Положение о проведении конкурса профмастерства по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)


7
3
Материально-техническое оснащение конкурса
9
4
Структура конкурса
9
5
Жюри конкурса
9
6
Ход конкурса
10
8
Приложение № А
12
9
Приложение № Б
20
10
Приложение № В
23
11
Приложение № Г
24
12
Приложение № Д
25
13
Приложение № Ж
26
14
Приложение № З
27


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мини чемпионат является одной из эффективных форм работы в рамках производственного обучения и позволяет выявлять и развивать интересы и способности обучающихся.
Конкурсные задания теоретической части построены на привлечении знаний из области таких дисциплин, как «Инженерная графика», «Материаловедение», «Охрана труда», «Электротехника», профессиональных модулей, что позволяет осуществлять проверку знаний межпредметных связей.
В практической части при сборке схемы учащиеся должны показать практические навыки:
- по чтению электрических схем;
- по выполнению эскизов, необходимых при сборке изделия;
- по выполнению сборки, монтажу и регулировке электрооборудования;
- по ремонту электрооборудования в соответствии с технологическим процессом;
- по применению безопасных приемов ремонта;
- по выполнению оконцевания жил проводов, качественной укладки и жгутовки проводов.
Для усложнение конкурса возможно добавление в теоретическую часть вопросов из ПМ.01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования, в практическую часть – заданий по выявлению и устранению неисправностей.
Вовлечение обучающихся в профессиональный мини чемпионат способствует формированию общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций ФГОС по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
ПК 1.1
Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования промышленных предприятий 
ПК 1.2
Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования   промышленных предприятий
ПК 1.3
Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования промышленных предприятий
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности





2. ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении мини чемпионата профессионального мастерства по специальности
13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям на уровне техникума

I Цель и задачи
Цель: выявить лучших обучающихся по уровню профессиональных знаний и способности к творческому решению профессиональных задач.
Задачи:
1.    Выявить уровень профессиональной подготовки обучающихся по профессии.
2.    Способствовать развитию умения самостоятельно решать проблемы, применять свои знания, умения, навыки при выполнении трудовых операций и оценки конечного результата.
3.    Привить обучающимся чувство ответственности и гордости за выбранную профессию, способствовать воспитанию основ экономической и экологической грамотности.
II Участники конкурса
2.1.В мини чемпионате принимают участие студенты по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).
III Условия проведения конкурса
Конкурс состоит из теоретической и практической частей.
3.1.Теоретическая часть состоит из тестовых заданий по профессиональному модулю:

- ПМ.01.  Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования

Дисциплинам:
- Инженерная графика;
- Охрана труда;
- Материаловедение;
- Электротехника.
3.2. Практическая часть заключатся в сборке схемы нереверсивного пуска трёхфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором.
Во время конкурса отслеживаются следующие операции:
- Соблюдение правил техники безопасности;
- Организация рабочего места;
- Выполнение нормы времени;
- Правильность сборки схемы;
- Выполнение соединений и оконцевания;
- Эстетика выполнения работы.
IV Время и место проведения
Электромонтажная мастерская.
V Подведение итогов
Для подведения итогов конкурса создается жюри в составе:
Председатель:                 
Члены:                             
VI Награждение победителей
6.1. Победители конкурса, занявшие призовые места, награждаются грамотами.
6.2. Обучающиеся, занявшие первое и второе место, направляются на республиканский конкурс мастерства по профессии.
3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ КОНКУРСА

1. Действующий стенд –12 штук.
2. Набор инструментов электромонтажника – 12 комплектов.
4. Схема подключения нереверсивного пуска АД.
5. Набор проводов – 12 комплектов.

4. СТРУКТУРА КОНКУРСА

1.Организационный момент – 10 мин.
2.Теоретический конкурс – 40 мин.
3.Перерыв – 10 мин.
4.Практический конкурс – 60 мин.
5.Подведение итогов конкурса – 10 мин.
6.Награждение победителей – 10 мин.
Общее время проведения конкурса – 2 ч. 20 мин.

5. ЖЮРИ КОНКУРСА

Председатель и члены жюри назначаются приказом директора ГАПОУ РХ СПТ.


6. ХОД КОНКУРСА

1 Организационный момент (10 минут):
1.1 Приветствие председателя комиссии.
1.2 Чтение Приказа директора о проведении конкурса.
1.3 Ознакомление с Положением о проведении конкурса.
1.4 Подготовка рабочих мест.
1.5 Объявление цели и задач, порядка выполнения конкурсных заданий.
Ведущий объявляет цель и задачи конкурса:
Цель: выявить лучших учащихся по уровню профессиональных знаний и способности к творческому решению профессиональных задач.
Задачи:
¾              Выявить уровень профессиональной подготовки учащихся по профессии.
¾              Способствовать развитию умения самостоятельно решать проблемы, применять свои знания, умения, навыки при выполнении трудовых операций и оценки конечного результата.
¾              Привить учащимся чувство ответственности и гордости за выбранную профессию, способствовать воспитанию основ экономической и экологической грамотности.
2 Теоретический конкурс (40 минут)

2.1 Преподаватель проводит тестирование обучающихся на знание теоретического материала по профессиональному модулю: ПМ.01.  Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования. Дисциплинам: инженерная графика, материаловедение, охрана труда, электротехника, (см. приложение А, Б).

3 Перерыв после выполнения тестирования (10 минут)
4 Практический конкурс (60 минут)
4.1 Мастер производственного обучения выдает участникам конкурса электрическую схему на выполняемую работу, (см. приложение В).
4.2 Мастер производственного обучения проводит:
- инструктаж по технике безопасности при работе на действующих электромонтажных стендах,
- кратко рассказывает, какую работу должен выполнить каждый участник,
 - озвучивает критерии оценок по каждой операции,
- какое время отводится для выполнения работы, и как осуществляются перерывы.

5 Подведение итогов конкурса (10 минут)
Подводятся итоги тестирования теоретической части в соответствии с разработанными эталонами ответов. Заполняется ведомость оценок теоретического этапа конкурса, (см. приложение Г).
Жюри оценивает выполнение практической работы в соответствии с разработанными критериями, (см. приложение Д) и заполняет ведомость оценок практической работы, (см. приложение Ж).
Результаты оценивания теоретического этапа и практической работы заносятся в итоговую ведомость оценок конкурса профессионального мастерства по 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), (см. приложение З).
6 Награждение победителей (10 минут)
Итоговая ведомость (см. приложение З).

Приложение А
Мини чемпионат профессионального мастерства «Лучший электромонтер»
Теоретический этап.
Электротехника
Задание 1. Выберите один вариант ответа. (Заполните таблицу №1 в контрольной ведомости участника).
Вопрос №1. Определите силу тока проходящего по данной электрической цепи, при U = 100 В. (R1 = 10 Ом, R2 = 15 Ом, R3 = 25 Ом)
              R1              R2                 R3  
                                                                                   
А)  0,1 А ;        Б) 2 А;          В)   5 А;        Г)  10 А.
Вопрос №2. Укажите правильную формулу общего напряжения при параллельном соединении трёх потребителей ( R1, R2, R3,)
                                            1     1       1      1                                                    
А) U = U1 + U2 + U3;    Б) U = U1 + U2 + U3;    В)  U = U1 = U2 = U3.
Вопрос№3. В каких единицах измеряется величина магнитного потока?
А) Ампер;       Б) Тесла;   В) Вольт;   Г) Вебер.
Вопрос№4. Как изменяется активное сопротивление проводников с увеличением частоты переменного тока?
А) Сопротивление увеличивается;
Б) Сопротивление уменьшается;
В) Сопротивление не изменяется;
Г) Сопротивление не зависит от частоты.
Вопрос№5. Цепь переменного тока содержит лампы накаливания. Как изменяются по фазе ток и напряжение в этой цепи?
А) Ток опережает напряжение;
Б) Ток отстаёт от напряжения;
В) Ток и напряжение совпадают;
Г) Это не зависит от характера нагрузки.

Вопрос №6. Как изменится сила тока в цепи переменного тока, если увеличить коэффициент мощности?
А) Сила тока не изменится;
Б) Сила тока увеличится;
В) Сила тока уменьшится;
Г) Сила тока не зависит от этой величины.
Вопрос №7.  В каком случае необходимо использовать нулевой провод в схеме «звезда» трёхфазной цепи?
А) При большой нагрузке фаз;
Б) При высоком напряжении;
В) При равномерной нагрузке фаз;
Г) При неравномерной нагрузке фаз.
Вопрос №8. Определить линейную силу тока, если фазный ток равен 10 А. Потребители соединены «Звездой».
А) 1  А;
Б) 17,3  А;
В) 10  А;
Г) 0,1  А.
Вопрос №9. Определить напряжение на электрических лампочках, в схеме «Треугольник», если линейное напряжение сети равно 220 В.
А) 110  В;
Б) 127  В;
В) 220  В;
Г) 380  В.
Вопрос №10. На каком явлении основан принцип действия магнитоэлектрического измерительного механизма?
А) На взаимодействии проводников с токами;
Б) На взаимодействии ферромагнитного сердечника с магнитным полем;
В) На взаимодействии проводников с током и магнитного поля;
Г) На явлении электромагнитной индукции.



Профессиональный модуль ПМ.01.  Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования
Задание 2. Выберете один вариант ответа, (заполните таблицу №2, в контрольной ведомости участника).
Вопрос №1. Что понимается под номинальным значением параметра?
А) Указанное изготовителем;        Б) Рабочее значение;
В) Максимальное значение;           Г) Минимальное значение.
Вопрос №2. Как называется электропроводка, проложенная в конструктивных элементах зданий и сооружений.
А) Открытая;                                    Б) Скрытая;
В) Внутренняя;                                 Г) Наружная.
Вопрос №3.Выбор проводов для электропроводок освещения производят путём их расчёта:
А) По току нагрузки;                                           Б) По потерям напряжения;
В) По току нагрузки и потерям напряжения;    Г) По мощности.
Вопрос №4. Как называется электромагнитный аппарат, предназначенный для пуска, остановки, реверса электрических двигателей, а также обеспечивают их защиту от токовых перегрузок?
А) Контроллер;                                                Б) Контактор;
В) Автоматический выключатель;                Г) Магнитный пускатель.
Вопрос №5. Укажите номер, под которым на рисунке изображены статор с обмоткой (неподвижная часть).
А)  1;         Б)  2;         В)  3;          Г)  4;       Д)  5.



Вопрос№6 Для чего применяют данную схему включения обмоток электродвигателя?
А) Для пуска при пониженном напряжении;
Б) Для подключения двигателя к сети через понижающий трансформатор;
В) Для увеличения пускового момента;
Г) Для изменения направления вращения магнитного поля статора.
     А
     В
     С
       
                  С                В               А
                                    
                  С                В              А
 




Вопрос №7.  Согласно требованиям ПУЭ наименьшее допустимое сопротивление изоляции электропроводок должно быть не менее:
А) 0,5 МОм;          Б) 0,5 кОм;
В) 0,5 Ом;              Г) 4.0 Ом.
Вопрос №8. Что обеспечивает тепловое реле?
А) Защиту от короткого замыкания;       Б) Защиту от перегрузок;
В) Нулевую защиту;                                  Г) Минимальную токовую защиту.
Вопрос №9. При осмотре асинхронных двигателей с фазным ротором дополнительно проверяют:
А) контактные соединения в коробке зажимов двигателя;
Б) заземление корпуса двигателя;
В) сопротивление изоляции обмоток;
Г) Щёткодержатели, контактные кольца и щётки.
Вопрос№10. Какой вывод можно сделать при измерении величины сопротивления межфазной изоляции обмоток двигателя, если значение мегомметра стремиться к «0»?
А) Произошёл обрыв обмоточного провода одной из фаз электродвигателя;
Б) Произошло межфазное короткое замыкание;
В) Произошло замыкание на корпус;
Г) Изоляция обеих фаз находится в удовлетворительном состоянии.

Инженерная графика
Задание 3 Выберите буквенный код для представленного в левой колонке графического обозначения (заполните таблицу №3 в контрольной ведомости участника).
№№
Графическое обозначение
Буквенное
обозначение
Графическое обозначение
Буквенное
обозначение
1.
А)   XA
Б)   XD
В)   XT
Г)   XN
6.



А)   QW
Б)   QF
В)   QS
Г)   QR
2.
А)   KM
Б)   QW
В)   KK
Г)   LR
7.
А)   SQ
Б)   SX
В)   SBT
Г)   SBC
3.
А)   KB
Б)   KK
В)   KL
Г)   KV
8.
А)   VT
Б)   VD
В)   VS
Г)   VK
4.
А)   HL
Б)   HG
В)   EL
Г)   EK
9.




А)   PA
Б)   PV
В)   PW
Г)   Wh
5.
А)   Y
Б)   M
В)   P
Г)   E
10

А)   FV
Б)   FK
В)   FU
Г)   FR

Электроматериалы
Задание 4. Выберите один вариант ответа (заполните таблицу №4 в контрольной ведомости участника)
Вопрос №1 Черные металлы, содержащие до 2,14 % углерода называют…
А) Сталь;                           Б) Чугун;
В) Медь;                            Г) Алюминий.
Вопрос №2. По какой характеристике можно оценить степень электропроводности того или иного материала?
А) Диэлектрическая проницаемость;
Б) Электрическая прочность;
В) Удельное сопротивление;
Г) Температурный коэффициент удельного сопротивления.
Вопрос №3. К какому классу нагревостойкости относятся гетинакс и текстолит?
А)  A;                      Б)  Y;
В)  H;                      Г)   F.
Вопрос№4. Какую роль выполняют жидкие диэлектрики?

А) Дугогосящей среды;         Б) Изоляционной среды;
В) Охлаждающей среды;       Г) Все ответы верны.
Вопрос №5. Определите проводниковый сплав, в котором основным легирующим элементом является цинк (до 43%).
А) Бронза;                  Б) Силумин;
В) Дюраль;                 Г) Латунь.

Охрана труда
Задание 5. Выберите один вариант ответа (заполните таблицу №5 в контрольной ведомости участника)
Вопрос №1. Дайте определение помещениям, в которых относительная влажность воздуха превышает 75%, температура воздуха длительно превышает 35 градусов, имеются токопроводящие полы и пыль.
А) Без повышенной опасности;
Б) С повышенной опасностью;
В) Особо опасные.
Вопрос №2. Определите вид заземления, при котором токоведущие части электроустановки, преднамеренно соединяют с заземляющим устройством.
А) Рабочее заземление;
Б) Защитное заземление;
В) Переносное заземление.
Вопрос №3. Укажите основное защитное средство при работе в электроустановках до 1кВ.
А) Инструмент с изолированными рукоятками;
Б) Плакаты и знаки безопасности;
В) Диэлектрические коврики;
Г) Диэлектрические галоши.
Вопрос №4. Укажите величину фибриляционного переменного тока.
А)   300 мА;
Б)     1    А;
В)    0,1  А;
Г)    10  мА.
Вопрос №5. Выберите предупреждающий плакат.
А) «Работать здесь»
Б) «Стой. Напряжение»
В) «Не включать. Работают люди»
Г) «Заземлено».

Приложение Б

Мини чемпионата профессионального мастерства
«Лучший электромонтер»

Критерии оценок по теоретическому этапу конкурса.

Теоретический этап конкурса оценивается в соответствии с эталонами ответов (см.далее).

За каждый правильный ответ участнику присуждается 1 балл.
Максимальное количество баллов по дисциплинам:
1. Электротехника-10 баллов;

2. ПМ.01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования - 10 баллов;

3. Инженерная графика - 10 баллов;
4. Материаловедение - 5 баллов;
5. Охрана труда -5 баллов;

Общее максимальное количество баллов за теоретический этап конкурса: 40 баллов.

Результаты заносятся в ведомость оценок теоретического этапа конкурса по специальности 13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), (см. приложение В).


Контрольная ведомость участника конкурса №_____

Задание 1. Электротехника.
Таблица №1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Задание 2. Профессиональный модуль ПМ.01. Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования

Таблица №2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Задание 3. Инженерная графика
Таблица №3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











Задание 4. Материаловедение.
Таблица №4

1

2

3

4

5






Задание 5. Охрана труда.
Таблица №5

1

2

3

4

5








Эталоны ответов теоретического этапа конкурса

Задание 1. Электротехника.
Таблица №1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Б

В

Г

А

В

В

Г

В

В

В

Задание 2 Профессиональный модуль ПМ.01.  Организация технического обслуживания и ремонта электрического и электромеханического оборудования

Таблица №2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

А

Г

А

Б

Г

Б
Задание 3. Инженерная графика.
Таблица №3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

В

А

Б

В

Б

Б

Г

Б

Г

В
Задание 4. Материаловедение.
Таблица №4

1

2

3

4

5

А

В

А

Г

Г
Задание 5. Охрана труда.
Таблица №5

1

2

3

4

5

Б

В

А

В

Б

Приложение В
ВЕДОМОСТЬ
Оценок теоретического этапа конкурса профессионального мастерства по специальности   13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
п/п
Номер
участника
Электротехника
ПМ 01
Инженерная графика
Материало-ведение
Охрана труда

Общая сумма
баллов
Место
1








2








3








4








5








6








7








8








9








10








11








12








Председатель:                                                                                                                         

Члены жюри:                 

Приложение Г

Мини чемпионат профессионального мастерства
«Лучший электромонтер»
Практическая часть

Практическая часть заключается в сборке схемы нереверсивного пуска трёхфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором, а также поиск неисправностей внесенных в схему после сборки.

Схема нереверсивного пуска трёхфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором:

Приложение Д
Критерии оценки практической части:
1.Соблюдение правил техники безопасности - 10 баллов.
- За каждое нарушение снимается 1 балл.
2.Организация рабочего места - 10 баллов
- Инструменты должны находиться в подставке, по окончании работ рабочее место должно быть убрано. За каждое нарушение снимается 1 балл.
3.Выполнение норм времени-10 баллов.
- За каждые 5 минут дополнительного времени снимается 1 балл.
4. Правильность сборки схемы - 10 баллов.
- Схема работает и выполнена правильно 10 баллов.
- Схема не работает 0 баллов.
5. Эстетика выполнения работы.
Оконцевание, соединения, жгутовка, монтаж выполнены рационально, аккуратно, с соблюдением технологических требований – 10 баллов
За каждое замечание снимается 1 балл.
Максимальное количество баллов за практическую работу - 50 баллов.
Результаты заносятся в ведомость оценок практической работы конкурса, (см. приложение Ж).
Все результаты заносятся в итоговую ведомость оценок мини чемпионата профессионального мастерства по специальности   13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям), (см. приложение З).


Приложение Ж
Ведомость
оценок практической работы мини чемпионата

п/п
Шифр
Соблюдение техники безопасности
Организация рабочего места
Выполнение нормы времени
Правильность сборки схемы
Выполнение соединений и оконцевания
Эстетика выполнения работы
Общая сумма баллов
Место
1.









2.









3.









4.









5.









6.









7.









8.









9.









10.









11.









12.










Председатель:                   

Члены жюри:                  


Приложение З
Итоговая ведомость
оценок мини чемпионата профессионального мастерства по специальности   13.02.11. Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

п/п
Ф.И.О.
Группа
Шифр
Теоретический конкурс
Практическое задание
Общая сумма баллов.
Место
1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10.







11.







12.








Председатель:                

Члены жюри: